ЖЕНСКОЕ ЛИЦО КАЗАХСТАНА
(ч.2)

РАЗМЫШЛЕНИЯ СТРАНСТВУЮЩЕЙ ЖУРНАЛИСТКИ
ЧАСТЬ
ВТОРАЯ
Когда я начинала это исследование - у меня была гипотеза, построенная на стереотипах. Согласно этой гипотезе на Юге Казахстана население нередко живет в соответствии с традициями – порой устаревшими; на Севере, ввиду географического положение население преимущественно русскоязычное (русских местами больше, чем казахов); на Западе наоборот – население казахоязычное, исключение – Уральск, граничащий с Россией; и, наконец, на Востоке сейчас наблюдается переходный период – представители славянской этнической группы покидают Казахстан, и растет доля казахоязычного населения.
Восточный Казахстан
Что он такое?

Для начала цифры
1 376 926
человек

3 место по количеству населения в Казахстане.
60% казахов


Неравномерно расселены в городах и сельской местности, разделены на культурные группы.
36% русских


Сконцентрированы в городах
Расходы областного бюджета {ВКО - прим.} за три года не превысят его доходы. В 2019 году планируется потратить 293 млрд и 200 млн тенге, в 2020 году 247 млрд тенге, в 2021 год 219 млрд 900 млн тенге. ...

Подробнее: https://kursiv.kz/news/finansy/2018-12/byudzhet-vko-poluchit-i-potratit-759-mlrd-tenge

Для сравнения - бюджет Атырауской области на 2019 год составляет 346 миллиардов при населении в 632 896 человек.
...
Т.е. ВКО вдвое превосходит по населению Атырау, но при этом на одного человека в ВКО приходится примерно в 2,5 раза меньше бюджетных средств.

Ирен Ли
Странствующий журналист

По количеству населения имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума - не на первом месте, но и не на последнем. Однако...
Здесь после консультации с экономистами у меня возникла неуверенность. Само понятие величины прожиточного минимума вызывает вопросы.

Ирен Ли
Странствующий журналист

Уровень доходов странным образом никак не влияет на величину прожиточного минимума. Коммерсанты всех областей сговорились и удерживают низкие цены несмотря на высокую покупательную способность населения? Это нелогично и противоречит первому правилу рыночной торговли - "продать подороже" (первое, естественно, "купить подешевле").
Во время своих поездок по Казахстану я целенаправленно сравнивала цены на различную продукцию (овощи, хлеб, напитки) и получала разницу в полтора-два раза.
Цены на продукты могут быть фиксированными только в одном случае - если за этим следит государство.
И здесь мы получаем фокус. Формально - прожиточный минимум установлен верно. По неким нормированным ценам. Фактически - этой продукции по этим ценам может не быть.
Ирен Ли
Странствующий журналист
Например, цены стабилизационного фонда.
Я достаточно долго проработала журналисткой в провинции, чтобы позволить себе верить в эти цены. Налицо многочисленные скандалы, когда продукция Стаб.фонда реализуется дороже, или она просто сгнила на корню, или ничего не купить ни в одной из официально заявленных точек (гражданские активисты Семея даже митинг по этому поводу проводили).

И я позволю себе усомниться в том, что заявляемый прожиточный минимум адекватен реальным потребностям казахстанцев.
Ирен Ли
Странствующий журналист
В общем, ВКО это такая Золушка Казахстана. Крупная, не очень ухоженная и бедноватая область. Процесс формирования единой области из двух так и не был доведен до ума. При этом, она все же не входит в топ самых бедных областей Казахстана. Пользуясь выгодным положением (рядом Россия) местные жители зарабатывают на перепродаже российских товаров и вообще активно включены в республиканские экономические процессы. В беседах со мной они называют свою область большой барахолкой (разновидность дикого неорганизованного рынка).
Существует довольно распространенный стереотип, что ВКО находится в постоянной оппозиции, вечно чем-то недовольна и там постоянно идут какие-то свои политические процессы.
Ирен Ли
Странствующий журналист
В целом, этот стереотип возник не на пустом месте. Когда в 2016 году в Казахстане шли земельные митинги - наиболее сильные прошли в трех городах: Атырау, Актобе и Семее.
По карте несложно понять, что эти города довольно далеки друг от друга...да и вообще, слабо связаны между собой. Два богатых областных центра - и сравнительно бедный Семей. Первоначально у меня был соблазн объяснить всё это сегодняшней бедностью города. Однако...
Движение Невада-Семипалатинск
Митинг за ядерное разоружение
Ядро правительства независимой казахской автономии (провозглашена на территории ВКО)
Наиболее активные в Казахстане независимые движения (Невада-Семипалатинск, Алаш-Орда) 20-го века были связаны с территорией современной ВКО.
Почему сложилось именно так?
Восточный Казахстан - крупная и относительно бедная область. Исторически здесь всегда находилось большое количество интеллигенции/стоит вспомнить, что еще в 19 веке здесь жили Чокан Валиханов и Федор Достоевский, Михаэлис и Абай/.
Семей до сих пор называют студенческим городом, т.к. здесь учится много студентов (свыше 10% населения город являются студентами или приравненными к ним).
В ВКО исторически много образованных и бедных людей. Велик отток талантливой молодежи. Как следствие, именно эта область дает Республике администраторов и ученых (порой не находящих себе места для реализации в родной области).
Процесс слияния двух областей в одну так и не был полностью завершен, бывшая Семипалатинская область осталась без должного внимания, что привело к недовольству значительных масс горожан.
Бедность. Наличие крупных недовольных групп населения. Образованность. Смешанный этнический состав. Все это дает очень специфических казахстанцев, которые не похожи ни на один другой регион Казахстана. Политическая активность ВКО, очевидно, действительно чуть выше средней по республике.
Ирен Ли
Странствующий журналист
Специфическая политическая культура не обошла своим влиянием женщин. В каком-то смысле, женщины Восточного Казахстана, кажется, более активны в политическом плане, чем мужчины. И это не писк моды, не кратковременное влияние последних политических событий.
Это часть долгосрочной традиции самой области.
Впрочем, не буду навязывать свое мнение. Настало время передать слово самим женщинам.
Ирен Ли
Странствующий журналист
Знакомство
Наргиз. Очень конкретный человек. Холодная аккуратная деловитость её немного пугает. (В человеке всегда должно быть место для легкой расхлябанности. ;)) Только что закончила университет и стоит на пороге новой жизни. Она уже сделала выбор и готова покорять мир.
Ксения. Совсем недавно ей исполнилось 18 лет. Она знает и понимает всё. И до кончиков ногтей заряжена энергией, готовой в любой момент взорваться во вспышке действия. Она еще только в точке выбора. Только понимает, что этот выбор придется сделать.
Индира. Зрелая, опытная женщина. Участник многих политических инициатив, журналист, правозащитник. Усть-Каменогорск.
Отношение к семье
Кажется, мы можем допустить, что ВКО (наряду с другими европеизированными регионами) в наивысшей степени переживает сегодня кризис системы традиционной семьи.
Ирен Ли
Странствующий журналист
В теории все опрошенные женщины (исключая Наргиз) обнаруживают традиционное отношение к браку (всего в ВКО было опрошено 15 человек). Они готовы отдавать приоритет мужчинам в решении стратегических вопросов, касающихся семьи.
Но странным образом это теоретическое знание не воплощается (если смотреть на общую выборку) в формирование прочной семьи. Практически все опрошенные - из неполных семей. Либо из семей с двумя отцами. Либо сами воспитывают в одиночку ребенка. Что является причиной того, что в ВКО институт традиционного брака не так прочен (среди европеизированного городского населения), как у предыдущих поколений?
Мне кажется, мы имеем дело с целым комплексом факторов. Одинаково неприятных, как для женщин, так и для мужчин.

1) ВКО традиционно страдает от оттока наиболее талантливой молодежи в другие регионы и за границу. Естественно, от этого страдает активная мужская часть населения. /Да, у женщин ВКО очень небольшой выбор./
Это фактор локального значения.
2) Современная образованная молодая девушка предъявляет очень высокие требования к своему избраннику. Этот фактор работает не всегда и не для всех (кому-то достаточно в мужья и безработного алкоголика), но, как я понимаю, страдают от такого образа мыслей именно умные, образованные, самодостаточные женщины. Именно они остаются в одиночестве, т.к. найти себе постоянного партнера высокого класса у них не получается.
3) Остальные девушки вынуждены выбирать себе мужей из своего окружения. И они искренне хотят построить полноценную семью, в которой будут счастливы со своим мужем. К сожалению, значительная часть молодых парней не готова нести ответственность за брак и семью. Многие из них являются носителями других, альтернативных ценностей.
Что хочется отметить - данная проблема не так характерна для экономически благополучных областей Казахстана.
...
Т.е. мы смело можем отнести её к специфическим чертам депрессивных регионов ВКО.
Ирен Ли
Странствующий журналист
Косвенным подтверждением депрессивности региона мы можем счесть статистику суицидов. По количеству суицидов на 1000 человек населения ВКО - близка к первой позиции в Казахстане.
Не более четверти из этих самоубийств - женские.
...
Но...психологическое здоровье мужчина накладывает свой отпечаток и на женщин. Интересным и важным моментом является то, что (по этой карте) чем слабей в области позиции религии - тем сильней там тяга к самоубийствам. И чем сильней позиции религии и чем больше сельское население - тем меньше тяга к суициду и тем прочнее семьи.
Во многия знания - многия печали, как сказал в своей Книге Экклезиаст.

Ирен Ли
Странствующий журналист

Женщина должна сидеть дома и слушаться мужчину. Образование ей ни к чему!

Уят-мен
поборник традиционной морали
Понимаешь, уят-мен, в регионах, где женщинам не дают образования и сильны патриархальные традиции, существуют свои проблемы. Которые не менее сильны, чем проблемы европеизированных регионов.

Ирен Ли
Странствующий журналист

А ты знаешь, что на Юге объем выкупа за невесту зависит от образования. Если невеста с дипломом, соответственно и цена будет выше. При наличии двух дипломов «ценность» девушки повышается вдвое.

Уят-мен
поборник традиционной морали
Это правда?

Ирен Ли
Странствующий журналист

Люди говорят. ;)

Уят-мен
поборник традиционной морали
Отношение к религии
Наргиз воспитана в уважении к религии. Но она отметает варианты, когда религия как-то вмешивается в её личное пространство.
Ксению с детства воспитывали в уважении к религии. Именно поэтому она не верит в Бога.
Индира - классический советский атеист.
Субкультура ВКО
Индира считает, что в городах ВКО нет чистых казахов в культурном плане. Здесь сформирован особый национально-культурный субстрат, одинаково близкий и казахской и русскоязычной культуре. И одинаково далекий от них обеих.

"У нас нет казахов..."
Ирен Ли
Странствующий журналист
Жумбай Жакупов отмечает в своей вызвавшей дискуссии книге "Шала-казах: прошлое, настоящее, будущее":

"Быстрой русификации шала-казахов способствовала эффективная советская система всеобщего образования. […] При этом казахский язык оказался для шала-казаховневостребованным. […] Русская литература, советский кинематограф, русская популярная и симфоническая музыка заняли основное место в культурном пространстве шала-казахов".

В целом, мы должны признать, что несмотря на приток переселенцев из южных регионов - термин "шала-казах" остается актуальным для области. И русское и казахское население области продолжают воспринимать достижения мировой культуры через призму русского языка.
СВОБОДНЫ ЛИ ЖЕНЩИНЫ ВКО?
Резюмируя нашу беседу.
Восточный Казахстан - крупная и относительно бедная область. Исторически здесь всегда находилось большое количество интеллигенции. Регион депрессивный, отсюда идет отток населения. Для региона характерна высокая политическая активность хорошо образованных граждан - мужчин и женщин.
В целом, мы можем однозначно сделать вывод, что городская часть населения ВКО переживает кризис традиционного института семьи. Для них нехарактерно тяготение к традиционным ценностям. Здесь не сильны позиции религии.
Не сильны позиции патриархальной казахской семьи, которую возглавляет старейший в роде.


Женщины Восточного Казахстана кажется более свободны, чем женщины других провинций Республики (я осознанно исключаю из сравнения столичные города - Астану и Алмату).
Хорошо ли это?
Является ли это производным их собственных усилий по борьбе за равенство.
Спорный момент. В этой открытой, атомизированной системе, где каждый сам за себя - женщина и в наивысшей степени свободна и не защищена. Не защищена от мужчины. Который, в свою очередь, также не защищен от самого себя, т.к. отсутствуют сковывающие факторы (патриархальная сельская община, религия, родня).
На втором месте Восточно- Казахстанская область (27%) и Южно-Казахстанская область (26%). По данным исследования, меньше всех экономическое и психологическое насилие со стороны сексуальных партнеров испытывают женщины из Жамбылской области.


Что ж.
Если ты хочешь быть свободной, ты должна быть готова нести ответственность за эту свободу.
Ирен Ли
Странствующий журналист
Однако...позволю себе сомнение в интерпретации этих данных. Не утверждаю, что я права). Наименьшая степень насилия в области с преобладающим аграрным сектором и устоявшимися патриархальными традициями - сомнительна. Женщины там не воспринимают насилие, как насилие. Оно для них часть повседневной жизни. И женщина там менее склонны откровенничать, чем горожанки из крупных городских агломераций.
...
Сами женщины ВКО считают свою жизнь более удобной, чем жизнь на "более свободном" (по статистике) Юге.
Но пока что нам в другую сторону. В Северный Казахстан.
...
Небольшие отрывки видео. Пища для размышлений.

Ирен Ли
Странствующий журналист

«Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора - Хадиши Акаевой и не отражает точку зрения Европейского Союза».


Tilda Publishing
Made on
Tilda